Через Рязань и около нее протекали Трубеж, Павловка, Плетенка, Лыбедь, Дунайчик (в нынешнем Лесопарке), Поскакуха (около Голенчина), Панферовка (у Кального), безымянный ручей у Астраханского тракта.
В 1920-е годы в исполкоме Рязанского района в последний раз была нарисована схема с Трубежем как рукавом Оки, протекающим под обрывами мимо села Канищево и нынешнего поселка Ворошиловка. С тех пор он превратился в небольшую речку и начал стремительно мелеть. Его приходится углублять раз в несколько лет, и все равно теплоходы летом не доходят до Рязанского кремля, отправляясь с пристани на Оке.
Основную массу вредных примесей в Трубеж несет его приток — речка Лыбедь. Она начиналась в оврагах между пригородными селами (ныне поселками Рязани) Голенчино и Никуличи.
В 1830 году по проекту архитектора Биндемана Лыбедь начали превращать в канал с запрудами и прудами. Всего плотин построили шесть, на них стояли мельницы.
Самый большой пруд был на месте нынешнего стадиона «Спартак» — по имени соседней церкви его называли Екатерининским.
В конце XIX века на Лыбеди создали Рюмин пруд с парком.
Еще с начала XX века Лыбедь использовалась как канализационный коллектор: в нее сбрасывали стоки городские предприятия и даже домохозяйства. Запах стал причиной того, что в 1965-66 годах рязанские власти упрятали большую часть речки под землю, в бетонный тоннель шириной 3-4 метра и высотой около двух метров. Длина тоннеля составила более 1,8 км.
В 1970-е годы председатель рязанского горисполкома Надежда Чумакова выступила с инициативой обустройства русла Лыбеди как зоны отдыха. С 1990-х годов там создается Лыбедский бульвар. С 2018 года по нему областными властями начал разрабатываться пешеходный маршрут от ЦПКиО до кремля.
Исследование 1909 года показало в Рязани отвратительную водную экологию. Именно поэтому после этого и активизировались работы по устройству городского водопровода. Но водопровод был не первым инфраструктурным проектом Рязани. Прежде всего в город было проведено электричество.
Еще в начале XX века электроэнергию в отдельных домах Рязани вырабатывали дизель-генераторы, как сегодня в городах отсталых африканских стран. Известно о генераторах, освещавших железнодорожный вокзал, казенный винный склад на Никольской улице, губернскую земскую больницу.
Писатель Василий Немирович-Данченко, брат известного советского театрального деятеля, в одной из своих детективных книг, опубликованной в XIX веке, описывает приезд в Рязань столичного жителя:
Наконец в 1911 году в строй была введена городская электростанция. Здание на улице Болдаревской с элементами неоготики построили на средства предпринимателя Сергея Морозова — владельца одного из первых в Рязани автомобилей. Предприятие энергетики действовало более 20 лет. Позднее там располагался хлебозавод № 1, а в 2020 году взяли курс на развитие арт-кульурного пространства.
Водопровод в городе требовался еще с XVII века. Горожане покупали воду у водовозов, развозивших ее в бочках.
«Водовозам тоже разрешалось брать воду только в определенных местах. Во избежание инфекций эти места проверяли и сертифицировали. Например, постоянно хорошие показатели были у Скорбященской церкви и в Лазаревском переулке. Водовозы уплачивали пошлину 1 рубль за год. Они перемещались по улицам со своими бочками на телегах. За 4 ведра им платили 10 копеек».
Городская управа о строительстве водопровода впервые заговорила в 1864 году. Каждая новая городская Дума избирала водопроводную комиссию, и каждая не могла решить, откуда использовать воду — из Оки, Павловки, Плетенки или артезианских скважин. В 1888 году решили выпустить облигационный заем под строительство водопровода и запросили на это разрешение министерства внутренних дел. Но министерство дало разрешение только через 11 лет.
Водозабор построили на реке Павловке, в город воду провели через две насосные станции и очистной бассейн. Длина труб превысила 35 км. Торжественное открытие состоялось в 1913 году: горожанам показали забивший фонтан у присутственных мест, сейчас — сквер на улице Новослободской.
Во второй половине XX века были созданы другие рязанские водозаборы: Борковской (у Луковского леса), Окский (у села Новоселки). В конце столетия по программе «Чистая вода» были пробурены десятки артезианских скважин. В Горроще, где в артезианской воде было много железа, появилась станция обезжелезивания.
В 1950-е годы были созданы коллекторы, собиравшие стоки со всех крупных районов и отправлявшие их в район Хамбушева. Там рязанскими нефтяниками были построены очистные сооружения, занимавшиеся очисткой канализационных вод не только Южного промузла, но и всего города. Механически, химически и биологически очищенная в пяти последовательных прудах вода сбрасывается в реку Листвянка.
Городская жизнь немыслима без транспорта и связи. С 1864 года в Рязань пришла из Москвы железная дорога, а когда ее продлили по двум направлениям — на Козлов и Сызрань — там стали ходить поезда с остановками на пригородных станциях. Городской транспорт в виде курсирующих по городу автобусов на 15-20 мест появился в 1935 году. К началу Великой Отечественной войны машин было всего 15.
Однако к 1966 году троллейбусных маршрутов было уже 9, а автобусных 17.
Пригородный маршрут 101 соединял центр города с аэропортом Турлатово, который в послевоенные годы начал перевозку пассажиров в отдаленные райцентры Рязанской области, Калугу, Иваново, Нижний Новгород и другие города. Самый дальний авиационный маршрут, отправлявшийся из Рязани в 1980-е — в белорусский Витебск. Пик развития общественного транспорта пришелся на 1989 год, когда в Рязани на линию выходило до 190 троллейбусов и 220 автобусов ежедневно. Параллельно на крупных предприятиях сотрудников доставляли на работу и с работы ведомственные автобусы.
С 1963 по 2010 год в городе действовал трамвай: его линия была проложена только по микрорайону Горроща и Южному промузлу, что привело к его нерентабельности.
Эффективность городского транспорта всегда зависела от количества машин, схемы маршрутов состояния дорожного покрытия на этих улицах. Составляя схему маршрутов, в советское время пользовались данными о том, где находятся промышленные предприятия и где выделяли жилье их работникам — именно эти точки старались соединить. В постсоветские годы, когда рязанцы стали чаще менять работу, а городской транспорт стал в большинстве своем частным, маршруты стали прокладываться как попало без исследований. Только в 2018 году власти задумались о наведении порядка в схеме пассажирских перевозок.
Первые телефоны появились в городе в 1899 году. Инженер-энтузиаст Евгений Гвоздев, даже не состоявший на госслужбе, предложил проект связи Рязани с 12 уездными городами — и власти разрешили его реализовать. В самой Рязани первые телефоны появились в канцелярии губернатора и в полицейском управлении. Всего к началу XX века во всей губернии было 40 номеров. В 1920-е годы появилась первая большая телефонная станция на улице Ленина (будущая № 7). В 1970-е число абонентов приблизилось к 60 тысячам и номера поменялись с пятизначных на шестизначные.